Всероссийский Индекс
БДД

Индекс

О проекте

О проекте

Всероссийский Индекс безопасности дорожного движения — это интегральный показатель, позволяющий дать объективную комплексную оценку уровня безопасности на российских дорогах.

При расчете Индекса используются официальные открытые данные Росстата, НЦ БДД МВД России, ГИБДД РФ и др.

Что такое индекс и на чем строится

Сегодня безопасность на российских дорогах оценивается с помощью нескольких самостоятельных показателей, используемых федеральными и региональными органами власти для оценки различных аспектов БДД:

Социальный риск

количество погибших в ДТП на 100 тыс. человек

Транспортный риск

количество погибших на 10 тыс. транспортных средств

Тяжесть последствий ДТП

доля погибших от общего числа пострадавших и раненых

Индекс, в свою очередь, рассчитывается по совокупности этих показателей и значимых местных факторов. Например, даже при высокой тяжести последствий ДТП общий уровень безопасности дорожного движения в субъекте может быть удовлетворительным благодаря развитой инфраструктуре или другим критериям.

Зачем нужен Индекс

Мы создали инструмент, характеризующий ситуацию на дорогах в каждом регионе России. Методика, по которой рассчитан Индекс, позволила сгруппировать все регионы по четырем уровням. Чем выше уровень —тем ниже социальный и транспортный риски, а также тяжесть последствий ДТП.

Используемый подход также позволил выявить факторы, оказывающие прямое влияние на уровень БДД: инвестиции в дорожную инфраструктуру, количество и концентрацию дорожных камер, дисциплину водителей и численность медицинских работников. Чем лучше эти показатели — тем безопаснее дороги.

Индекс отражает эту зависимость и может помочь найти области роста для каждого субъекта. Это позволит снизить число дорожно-транспортных происшествий и повысить безопасность дорожного движения.

Методология Индекса

При составлении и интерпретации Индекса мы использовали два метода:

1. Разновидность мультикритериального анализа TOPSIS (Technique for Order of Preference by Similarity to Ideal Solution)
2. Метод кластеризации на основе К-средних

Метод TOPSIS прозрачен, оптимален для учета разного типа данных и позволяет присвоить каждому региону показатель в диапазоне от 0 до 1, где единица — это максимальное значение.

После того как мы распределили регионы по позициям в Индексе, мы использовали метод К-средних: разделили регионы на кластеры, основываясь на степени схожести по критериям.

Чтобы понять необходимое количество кластеров, мы использовали метод «локтя». Мы рассматривали зависимость двух показателей и ориентировались на точку, где график существенно «ломается», — такое количество кластеров считается оптимальным. Необходимо уточнить, что такой метод считается эвристическим, поэтому важно также использовать экспертный анализ для оценки и подбора количества кластеров.

Для формирования Индекса важна однородность регионов и статистических данных. Поэтому мы исключили несколько регионов, которые исказили бы общую картину Индекса.

Прежде всего это города федерального значения. В них живет много людей, движение транспорта плотнее и медленнее, а потому безопаснее. Поэтому показатели этих городов присутствуют исключительно в качестве референсных значений.

Также мы не учитывали регионы, где методология TOPSIS не позволяет объективно оценить уровень аварийности. Например, в условном регионе за год происходит одна авария с одним погибшим, а в следующем — две аварии с двумя погибшими. Очевидно, это не свидетельствует о катастрофическом ухудшении показателей, несмотря на то, что показатель увеличился в два раза. Поэтому в Индекс не попали Чукотский АО и Ненецкий АО.

Внешние факторы

Мы протестировали «внешние факторы» и пришли к следующим выводам.

Чем выше эти показатели, тем ниже уровень транспортного, социального рисков и тяжесть последствий ДТП

  • Расходы на дорожное хозяйство в расчете на 1 км улично-дорожной сети
  • Количество камер фотовидеофиксации на 1 км улично-дорожной сети
  • Количество медработников на душу населения

Чем выше этот показатель, тем выше уровень транспортного и социального рисков, а также тяжесть последствий ДТП:

  • Количество вынесенных постановлений за превышение максимально разрешенной скорости движения на 1 автомобиль

Важно, что эти наблюдения можно и нужно объяснять логически:

  • Чем больше объем инвестиций в дорожную отрасль и количество камер фотовидеофиксации, тем выше качество инфраструктуры и эффективнее контроль безопасности дорожного движения
  • Большее количество медработников на душу населения может объяснить менее высокую смертность, если ДТП уже произошло
  • Большее количество штрафов в расчете на один автомобиль говорит о том, что система контроля не отлажена и, возможно, имеются несовершенства в подходах к организации дорожного движения

Мы также проверяли гипотезу доли дорог в ненормативном состоянии. Анализ показал, что однозначной динамики показателей нет: для федеральных дорог чем ниже доля ненормативных дорог, тем ниже уровень аварийности, для региональной, межмуниципальной и местной сети — наоборот

Портрет ДТП

Мы проанализировали картину дорожно-транспортных происшествий в каждом регионе. Портрет аварийности региона характеризуется:

Долей аварий и тяжестью их последствий с участием пешеходов, в т. ч. на нерегулируемых пешеходных перекрестках

Количество ДТП с участием пешеходов позволяет оценить организацию пешеходного движения и скорость транспортных потоков. Если доля таких ДТП велика, то необходимо обратить внимание на оборудование нерегулируемых пешеходных переходов светофорными объектами, управление скоростным режимом вблизи таких мест.

Долей аварий с грузовым транспортом и тяжестью их последствий

Аварии с грузовым транспортом обычно характеризуются высокой тяжестью. Если их доля велика по сравнению с другими регионами из того же кластера, то необходимо предпринимать усилия по работе с грузовым каркасом.

Долей аварий, связанных с выездом на встречную полосу движения, и тяжестью их последствий

Такие аварии могут свидетельствовать о некомфортных условиях движения в плотном потоке. Целесообразно уделить внимание повышению комфорта движения в потоке, в том числе созданию уширений для совершения обгона и осевых ограждений на аварийно-опасных участках.

Долей аварий и тяжестью их последствий с участием водителей в нетрезвом состоянии

Если доля таких ДТП велика по сравнению с другими регионами из того же кластера, то необходимо усилить работу по пропаганде БДД и использовать другие инструменты по работе с населением.

Уровнем социального риска и уровнем тяжести последствий ДТП в городах

Вероятность погибнуть в городе существенно выше в кластере с пониженным уровнем безопасности дорожного движения. Однако этот показатель оптимален для внутрикластерных сравнений и сравнений с городами федерального значения. В случае если внутри кластера этот показатель чрезмерно высок, это говорит о необходимости снижения скоростного режима и реорганизации движения в городе.

Источники данных

Население: данные Федеральной службы государственной статистики на 1 января 2022 года

Камеры: количество комплексов фотовидеофиксации по данным ГИБДД.рф за первое полугодие 2023 года

Протяженность дорог: общая протяженность дорог по данным Федеральной службы государственной статистики за 2021 год

Уровень автомобилизации (в ед. на 1000 человек): количество собственных автомобилей населения по данным Федеральной службы государственной статистики за 2021 год

Количество камер на 1 км улично-дорожной сети:

  • Количество комплексов фотовидеофиксации по данным ГИБДД.рф за первое полугодие 2023 года
  • Общая протяженность дорог по данным Федеральной службы государственной статистики за 2021 год года

Количество медработников на душу населения:

  • Показатель «Численность врачей» в статистическом ежегоднике Федеральной службы государственной статистики за 2021 год
  • Количество населения по данным Федеральной службы государственной статистики на 1 января 2022 года

Количество вынесенных постановлений за превышение максимально разрешенной скорости движения на 1 автомобиль:

  • Показатель «Административные правонарушения за превышение установленной скорости движения» по данным отчета НЦ БДД МВД РФ за 2022 год
  • Количество собственных легковых автомобилей населения по данным Федеральной службы государственной статистики за 2021 год

Расходы на дорожное хозяйство на 1 км улично-дорожной сети:

  • Показатель «Дорожный фонд» по данным отчета НЦ БДД МВД РФ за 2022 год
  • Общая протяженность дорог по данным Федеральной службы государственной статистики за 2021 год

Количество ДТП с участием пешеходов: ГИБДД РФ, «ДТП с пострадавшими пешеходами»

Количество ДТП с грузовыми ТС: ГИБДД РФ, «ДТП и пострадавшие по вине водителей грузовых транспортных средств»

Количество ДТП с водителями в нетрезвом состоянии: ГИБДД РФ, «ДТП с водителями в нетрезвом состоянии»

Количество ДТП с выездом на полосу встречного движения: ГИБДД РФ, «ДТП и пострадавшие из-за выезда на полосу, предназначенную для встречного движения»

Открытые источники данных

РосстатОтчеты НИЦ БД ГИБДДСайт ГИБДД

Свяжитесь с нами, если у вас есть вопросы и предложения или вы нашли неточность в данных

info@indexbdd.ru

2023 © Урбантех